Вторник, 16.04.2024, 10:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя информатики и ИКТ Распутиной Анюты Леонидовны

Меню сайта
Вход на сайт
Посетители
ЕГЭ-2018
Событие дня
Друзья сайта
  • ЗАВУЧ.ИНФО
  • Открытый класс
  • Всероссийский интернет-педсовет
  • Образовательная галактика Intel
  • Поиск

    МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ


     Медиакомпетентность - интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к выбору, использованию, критическому анализу, оцениванию, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

    А.В.Федоров, д.п.н.,профессор,

    президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

             Медиакомпетентность включает в себя мотивы контактов с медиа, критическое отношение к медиа в социуме, умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме, умение критически анализировать  медиатексты, умение связать медиатекст со своим опытом  и опытом других людей, умение выбирать медиа и медиатексты для получения информации, умение создавать и распространять собственные медиатексты, умение осуществлять проектную деятельность, связанную с медиа, умение осуществлять исследовательскую деятельность, связанную с медиа. Решению задач по формированию медиакомпетентности способствует работа с медиатекстом в несколько этапов. Эти этапы могут иметь разные  временные рамки в зависимости от цели и задач урока, а также от сложности медиатекста.

    Этапы работы с медиатекстом

    I. Определение цели и задач работы с медиатекстом, прогнозирование содержания медиатекста обучающимися.

    II. Изучение медиатекста или его фрагмента.

    III. Обсуждение медиатекста с целью  критической оценки полученной информации, выявления правдоподобной и противоречивой и противоположной ожиданиям информации.

    IV. Обоснование личного отношения к полученной информации и отражение его в творческой работе.

    V. Создание собственного медиатекста на основе изученного.

    I этап

    Прием «Сбор ожиданий», в котором обучающимся предлагается записать свои ожидания и желания, которые возникают у них в связи с изучаемой темой.
     
    Прием «Банк идей (гипотез)» позволяет ученикам «складывать» свои гипотезы о содержании медиатекста.
     
     
    Прием «Ступеньки» позволяет сформировать навык постановки задач и планирования деятельности.
     
     

    Прием «Инсерт» - позволяет обучающимся отметить в медиатексте информацию, которая уже известна, новую информацию, то, что идет вразрез с имеющимися у обучающегося представлениями, о чем он думал иначе и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Маркирование осуществляется с помощью функций форматирования текста

    Прием «Диаграмма Венна» - используется при сравнении двух медиатекстов. Диаграмма Венна представляет собой два ромба, частично наложенных друг на друга. В центральной части (там, где пересекаются ромбы) должно быть записано сходство медиатекстов, их общие черты, подобие. В области, не входящей в пересечение двух фигур,  записано отличие объектов.

    Прием «Фишбон» - инструмент для выявления каких-либо закономерностей, описания различных аспектов проблемы. В голове скелета записывается проблема. На верхних косточках причины, на нижних следствия, или вверху причины, внизу подтверждающие факты. Или факты и их оценка.

    I I I этап

    Кейс-технология позволяет мне предоставлять обучающимся информационные образовательные ресурсы в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. В рамках кейс-технологии применяю следующие методы:

    -метод ситуационно-ролевых игр;

    -метод разбора деловой корреспонденции;

    -игровое проектирование;

    -метод дискуссии.

    Дискуссия, в которой задается проблема, определяются количество возможных позиций, участники распределяются на группы в зависимости от выбранной позиции, определяют аргументы в защиту собственной позиции и контраргументы для опровержения противоположной точки зрения. Я начинаю применять элементы дискуссии со второго класса, например, при обсуждении способов восприятия информации. В старших классах мы обсуждаем такие проблемы, как различные подходы к измерению информации, достоинства и недостатки интернета, пользу и вред вирусов, общение в социальных сетях и т.п.

    Прием «Кластеры» (в переводе означает «пучок, созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.

    Прием «Синквейн» используется в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

    Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» способствует формированию навыка прогнозирования содержания медиатекста.

    Прием «Итоговый круг» - данный прием заключается в том, что участники, сидя в кругу, по очереди кратко высказываются по одному, двум вопросам, подготовленным заранее. Для того, чтобы время одного высказывания не было чрезмерно большим, очередному участнику предоставляется слово и одновременно подается сигнал – ему передают предмет, который он затем передает дальше и так далее. Этот прием хорош тем, что существенные с точки зрения участника соображения произносятся вслух и становятся известны всем.

    IV этап

    Прием «Облака и солнце», в котором обучающемуся необходимо в качестве ответа на вопросы «Согласен ли ты с этой точкой зрения?» или «Является ли эта информация значимой для тебя?» выбрать положительный или отрицательный символ – рисунок, изображающий солнце или облако.

    Творческое задание: отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат.

    Для написания отклика, отзыва, эссе, рецензии или реферата обучающиеся получают алгоритмы или памятки написания этих творческих работ.

    Памятка «Виды переработки медиатекста»

    V этап

    Метод проектов.  Проекты помогают обучающимся осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Организую работу детей над проектом так, что бы ученики работали самостоятельно (индивидуально, с группой, с учителем, с другими людьми), научились планировать, осуществлять, анализировать, оценивать собственную деятельность. В 5–х классах реализованы проекты «Белово – город литературы», «Обыкновенные дроби в школе», в 6-х классах «Анимация. Создание мультфильмов», в 10 – х классах - «Моя мечта».