Среда, 08.05.2024, 21:38 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||
Сайт учителя информатики и ИКТ Распутиной Анюты Леонидовны | |||||||||||||||
|
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Медиакомпетентность - интегративное качество личности, проявляющееся в готовности к выбору, использованию, критическому анализу, оцениванию, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме. А.В.Федоров, д.п.н.,профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Медиакомпетентность включает в себя мотивы контактов с медиа, критическое отношение к медиа в социуме, умение критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме, умение критически анализировать медиатексты, умение связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей, умение выбирать медиа и медиатексты для получения информации, умение создавать и распространять собственные медиатексты, умение осуществлять проектную деятельность, связанную с медиа, умение осуществлять исследовательскую деятельность, связанную с медиа. Решению задач по формированию медиакомпетентности способствует работа с медиатекстом в несколько этапов. Эти этапы могут иметь разные временные рамки в зависимости от цели и задач урока, а также от сложности медиатекста. Этапы работы с медиатекстом II. Изучение медиатекста или его фрагмента. IV. Обоснование личного отношения к полученной информации и отражение его в творческой работе. V. Создание собственного медиатекста на основе изученного. •Прием «Сбор ожиданий», в котором обучающимся предлагается записать свои ожидания и желания, которые возникают у них в связи с изучаемой темой.
•Прием «Банк идей (гипотез)» позволяет ученикам «складывать» свои гипотезы о содержании медиатекста.
•Прием «Ступеньки» позволяет сформировать навык постановки задач и планирования деятельности.
•Прием «Инсерт» - позволяет обучающимся отметить в медиатексте информацию, которая уже известна, новую информацию, то, что идет вразрез с имеющимися у обучающегося представлениями, о чем он думал иначе и то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Маркирование осуществляется с помощью функций форматирования текста •Прием «Диаграмма Венна» - используется при сравнении двух медиатекстов. Диаграмма Венна представляет собой два ромба, частично наложенных друг на друга. В центральной части (там, где пересекаются ромбы) должно быть записано сходство медиатекстов, их общие черты, подобие. В области, не входящей в пересечение двух фигур, записано отличие объектов. •Прием «Фишбон» - инструмент для выявления каких-либо закономерностей, описания различных аспектов проблемы. В голове скелета записывается проблема. На верхних косточках причины, на нижних следствия, или вверху причины, внизу подтверждающие факты. Или факты и их оценка. I I I этап•Кейс-технология позволяет мне предоставлять обучающимся информационные образовательные ресурсы в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. В рамках кейс-технологии применяю следующие методы: -метод ситуационно-ролевых игр; -метод разбора деловой корреспонденции; -игровое проектирование; -метод дискуссии. •Дискуссия, в которой задается проблема, определяются количество возможных позиций, участники распределяются на группы в зависимости от выбранной позиции, определяют аргументы в защиту собственной позиции и контраргументы для опровержения противоположной точки зрения. Я начинаю применять элементы дискуссии со второго класса, например, при обсуждении способов восприятия информации. В старших классах мы обсуждаем такие проблемы, как различные подходы к измерению информации, достоинства и недостатки интернета, пользу и вред вирусов, общение в социальных сетях и т.п. •Прием «Кластеры» (в переводе означает «пучок, созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. •Прием «Синквейн» используется в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. •Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» способствует формированию навыка прогнозирования содержания медиатекста. •Прием «Итоговый круг» - данный прием заключается в том, что участники, сидя в кругу, по очереди кратко высказываются по одному, двум вопросам, подготовленным заранее. Для того, чтобы время одного высказывания не было чрезмерно большим, очередному участнику предоставляется слово и одновременно подается сигнал – ему передают предмет, который он затем передает дальше и так далее. Этот прием хорош тем, что существенные с точки зрения участника соображения произносятся вслух и становятся известны всем. •Прием «Облака и солнце», в котором обучающемуся необходимо в качестве ответа на вопросы «Согласен ли ты с этой точкой зрения?» или «Является ли эта информация значимой для тебя?» выбрать положительный или отрицательный символ – рисунок, изображающий солнце или облако. •Творческое задание: отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат. Для написания отклика, отзыва, эссе, рецензии или реферата обучающиеся получают алгоритмы или памятки написания этих творческих работ. Памятка «Виды переработки медиатекста» •Метод проектов. Проекты помогают обучающимся осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Организую работу детей над проектом так, что бы ученики работали самостоятельно (индивидуально, с группой, с учителем, с другими людьми), научились планировать, осуществлять, анализировать, оценивать собственную деятельность. В 5–х классах реализованы проекты «Белово – город литературы», «Обыкновенные дроби в школе», в 6-х классах «Анимация. Создание мультфильмов», в 10 – х классах - «Моя мечта». |
||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |