Четверг, 15.11.2018, 11:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя информатики и ИКТ Распутиной Анюты Леонидовны

Меню сайта
Вход на сайт
Посетители
ЕГЭ-2018
Событие дня
Друзья сайта
  • ЗАВУЧ.ИНФО
  • Открытый класс
  • Всероссийский интернет-педсовет
  • Образовательная галактика Intel
  • Поиск

    Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (с сайт

    ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

    Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образова-ния. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреж-дения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных про-грамм и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предло-жить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения по-следовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, при-мерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не ско-вывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализа-ции различных подходов к построению учебного курса.
    Структура документа
    Примерная программа включает три раздела:
    1. пояснительную записку;
    2. основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой по-следовательностью изучения разделов и тем;
    3. требования к уровню подготовки выпускников.
    Общая характеристика учебного предмета
    Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информа-ционных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззре-ния, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьни-кам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
    Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использо-вания средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формиро-вания функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «элек-тронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотноси-тельно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информа-ции на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информаци-онных объектов (текстах, графики и пр.). После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графиче-ской информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требую-щие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматри-ваются во второй части курса.
    Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий ос-новной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
    Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
    Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
    Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем ми-ре; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
    Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального со-держательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие ра-боты рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуни-кационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
    В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ прак-тикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющи-мися средствами базовых ИКТ.

    Цели
    Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
    • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, ин-формационных процессах, системах, технологиях и моделях;
    • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компь-ютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ор-ганизовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результа-ты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
    • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
    • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем ос-воении профессий, востребованных на рынке труда.

    Место предмета в учебном плане
    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 11 часов (10,5%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обуче-ния и педагогических технологий, учета региональных условий.
    Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
    Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
    • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
    • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин-тернет-ресурсы и базы данных;
    • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведе-ния).

    Результаты обучения
    Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практиче-ской деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус-ваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.
    Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятель-ности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оце-нивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.
    В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно-сти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
    Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

    Основное содержание (105 час)

    Информация и информационные процессы (4 час)
    Информация. Информационные объекты различных видов.
    Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества ин-формации.
    Практические работы:
    1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объ-ектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
    Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 час) Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьюте-ра. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Опе-рационные системы, их функции. Загрузка компьютера. Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский ин-терфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
    Практические работы:
    2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
    3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
    4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в со-ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объек-тов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

    Обработка текстовой информации (14 час)
    Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, вели-чина полей. Колонтитулы.
    Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объек-тов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
    Практические работы:
    5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся-типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения. 6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного кла-виатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. 7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы докумен-та; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). 8. Вставка в документ формул. 9. Создание и форматирование списков. 10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. 11. Создание гипертекстового документа. 12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода. 13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
    Практикум: работа I

    Обработка графической информации (4 час)
    Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

    Практические работы:
    14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редак-тора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования. 15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редак-тора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объ-ектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования. 16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование гото-вых графических объектов. 17. Сканирование графических изображений.
    Практикум: работа II

    Мультимедийные технологии (8 час)
    Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

    Практические работы:
    18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстратив-ного материала, создание текста слайда. 19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора. 20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фо-тоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). 21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). 22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
    Практикум: работа III, работа IV

    Обработка числовой информации (6 час)
    Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
    Практические работы:
    23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. 24. Создание и обработка таблиц. 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. 26. Построение диаграмм и графиков.
    Практикум: работа V

    Представление информации (6 час)
    Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

    Практические работы:
    27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. 28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и пе-рекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графиче-ском редакторе. 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качест-вом звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

    Алгоритмы и исполнители (19 час)
    Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность ав-томатизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Пра-вила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

    Практические работы:
    31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. 32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления. 33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла. 34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму. 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
    Практикум: работа VI

    Формализация и моделирование (8 час)
    Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
    Практические работы:
    37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. 38. Построение генеалогического дерева семьи. 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа-тов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа-тов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. 42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
    Практикум: работа VII

    Хранение информации (4 час)
    Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами дан-ных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
    Практические работы: 43. Поиск записей в готовой базе данных. 44. Сортировка записей в готовой базе данных.
    Практикум: работа VIII

    Коммуникационные технологии (12 час)
    Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Ло-кальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компью-терных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
    Практические работы:
    45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. 46. Путешествие по Всемирной паутине. 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. 49. Загрузка файла из файлового архива. 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. 51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. 52. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, вклю-чающей графические объекты с использованием шаблонов.
    Практикум: работа IX

    Информационные технологии в обществе (4 час)
    Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
    Практические работы:
    53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости ин-формационных продуктов и услуг связи. 54. Защита информации от компьютерных вирусов. 55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой про-граммы.
    Практикум: работа X

    Резерв свободного учебного времени (11 час)
    Практикум
    I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
    Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в биб-лиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет. Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в доку-мент таблиц, графиков, изображений. Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка уча-щимся записанной устной речи. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филоло-гия, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
    II. Создание графического объекта
    Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и век-торного). Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата, Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, матема-тика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
    III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде пре-зентации с использованием шаблонов.
    Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филоло-гия, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
    IV. Запись и обработка видеофильма
    Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппара-тов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусст-во, филология, обществознание.
    V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с ис-пользованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
    Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полу-ченными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего зна-чения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием при-соединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисле-ние по ним, представление формульной зависимости на графике. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, матема-тика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
    VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
    Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествозна-ние.
    VII. Работа с учебной базой данных
    Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реали-зация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, матема-тика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
    VIII. Работа с моделями
    Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществозна-ния, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализа-ция данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математи-ка, черчение, технология, естествознание.
    IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.
    Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализа-ция данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
    X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
    Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объек-тов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных ви-русов. Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализа-ция данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, общест-вознание, естествознание.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

    В результате изучения информатики и информационных технологий ученик дол-жен знать/понимать
    • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
    • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретно-го (цифрового) представления информации;
    • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветв-ление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; • программный принцип работы компьютера; • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных техноло-гий;
    уметь
    • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгорит-мы;
    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: откры-вать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирус-ной безопасности;
    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
    • создавать информационные объекты, в том числе:
    - структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    - создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в част-ности, в процессе проектирования с использованием основных операций графиче-ских редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществ-лять простейшую обработку цифровых изображений;
    - создавать записи в базе данных;
    - создавать презентации на основе шаблонов;
    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах дан-ных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
    • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (прин-тером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифро-вым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-вседневной жизни для:
    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объек-тов и процессов;
    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных кол-лекций информационных объектов;
    • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной пере-писке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответст-вующих правовых и этических норм.

    ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Аппаратные средства
    - Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигу-рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофо-на и др.
    - Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень на-глядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты сво-ей работы всему классу, эффективность организационных и административных вы-ступлений.
    - Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желате-лен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бума-ги и изображения большого формата.
    - Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
    - Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучива-ния всего класса.
    - Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк-ранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогично-го назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
    - Устройства создания графичес